На главную
 
Более 40 законов об авто в Азербайджанской Республике, международные конвенции, соглашения, договора на http://www.avtomobil.info/avtopravo
Вождение автомобиля

Вождение автомобиля: муки и радости        

Различают несколько основных способов торможения: плавный, резкий, прерывистый, ступенчатый, комбинированный...

     Приобретение машины - большая радость. Автомобиль делает жизнь интереснее и эмоциональнее.  А    вот    эмоции  ,   как   известно ,  есть  разные.  И   чтобы  общение с авто шло "на ты", необходимо затратить массу   "приятных"  эмоций, сил и пота,   приложить немало усилий. А это значит: учиться, учиться   и  еще  раз   учиться. Самосовершенствоваться. Черпать информацию. О чем? О том, что же делать на... дороге.

    Начнем    с  торможения.  Различают  несколько основных способов торможения: плавный, резкий, прерывистый , ступенчатый , комбинированный .  "Молодому" водителю необходимо знать их все. К тому же торможение можно условно разделить на служебное ,  экстренное  и  аварийное . Служебное торможение отличается плавностью и небольшим   замедлением (менее 3 м/с) . Оно ,  в свою очередь, может осуществляться  за  счет  свободного выбега  автомобиля , последовательного переключения на низшие   передачи , плавного  нажатия   на   педаль    тормоза   до    полной  остановки  машины . При экстренном    торможении   педаль   нажимают  быстро  и  сильно ,  при  этом    зачастую    возникают блокировка   и   скольжение   колес ,  что   увеличивает  тормозной  путь . Нередко  в      таком    случае дополнительно используют стояночный тормоз, вспомогательную систему .  Аварийное   торможение осуществляют при выходе из строя рабочей  тормозной  системы  ,  т.е. педали тормоза  , или сильном снижении   эффективности  ее  работы . В  этом  случае  используют  запасные  системы   (на грузовых автомобилях), стояночный тормоз, а также приемы бокового скольжения с вращением  авто и условия ландшафта дороги.

  При любом торможении на педаль нужно нажимать средней частью стопы, как и при работе с педалью сцепления .  Эта  часть стопы и  упруга  и  чувствительна одновременно. Начинающие водители часто привыкают   к   неправильному  расположению  правой  ноги при торможении, тормозят пяткой или мыском ноги.  Пяткой   трудно дозировать усилие на педаль, а мысок пусть и   более чувствителен  ,  но  слишком  гибок  ,  к  тому же может соскользнуть  в  неподходящий момент с педали тормоза. Нужно с самого начала в любых случаях приучить  себя   нажимать на тормозную    педаль   без   рывков   и   равномерно .  Помните :  максимальное   замедление  при торможении   достигается  на грани блокировки колес. Именно по данному принципу работают антиблокировочные   системы .  Научиться  улавливать   момент  и  есть   настоящее   искусство торможения.

  В случае блокировки колес резина в зоне контакта от сильного трения о дорогу плавится, коэффициент сцепления колес с дорогой снижается, тормозной путь растет, причем это не линейная зависимость. Таким образом, торможение с блокировкой заведомо хуже, чем без нее, не говоря уже о том, что автомобиль, пойдя юзом, часто теряет устойчивость, т.е. его может заносить (особенно склонны к этому заднеприводные и с задним расположением двигателя машины). Конечно, невозможно, прочитав статью, научиться тормозить без блокировки колес, ведь трудно передать "на пальцах" ощущение момента возникновения блокировки, который зависит от множества обстоятельств и индивидуальных особенностей восприятия. Этому надо учить на практике, на автодроме, путем многократного повторения торможений в различных условиях и на разном покрытии.

  Чем выше скорость (90 км/ч и более), тем выше кинетическая энергия вращающихся колес, тем менее они склонны к блокировке, следовательно, в этот момент можно приложить к педали тормоза большее усилие. Однако, и это главное, по мере замедления автомобиля усилие на педаль надо ослаблять, чтобы избежать блокировки колес в конце торможения. Этот навык требует определенного волевого усилия и специальных тренировок на автодроме, так как обычно, чем ближе препятствие, тем сильнее хочется нажать на педаль тормоза. Для обеспечения равномерности торможения следует начать ослабление нажатия на тормозную педаль в момент, когда колеса делают свои последние обороты. Это позволяет избежать нежелательных толчков в конце торможения.

  Большое значение при экстренном торможении имеет правильно выбранное первоначальное усилие на педаль тормоза. Если водитель слишком сильно нажал на педаль тормоза, колеса заблокируются, придется отпускать педаль до разблокирования колес и снова пробовать тормозить до грани блокировки. Естественно, при этом теряется какое-то время. Поэтому опытные водители при экстренном торможении первое нажатие на педаль делают хотя и энергичным, но несколько меньше максимального, чтобы не сорвать колеса на юз, и возле этого положения педали, чуть дожимая ее или растормаживая, балансируют на грани блокировки колес.

  Надо приучить себя тормозить всегда до входа в поворот и никогда не делать этого на скользких закруглениях дорог. Иначе автомобиль под действием инерционных сил может не вписаться в поворот или его может занести.

  Чем более скользкая дорога, тем ниже силы сцепления колес с дорогой, тем более колеса склонны к блокировке. Поэтому на скользких дорогах на педаль тормоза необходимо нажимать умеренно и очень плавно. Не следует забывать, что на скользких дорогах скорость движения машины можно снизить не только с помощью педали тормоза, но и комбинированным способом: включать последовательно и быстро пониженные передачи и умеренно притормаживать педалью тормоза. Правда, при этом нужно очень плавно включать сцепление, а еще лучше - переключать передачи с перегазовкой, иначе произойдет блокировка ведущих колес при резком включении пониженной передачи. Такой метод торможения требует специальных тренировок на автодроме. Он довольно эффективен, и на скользких дорогах с его помощью можно сократить тормозной путь примерно на 20%. А еще на скользкой дороге можно тормозить, не выключая сцепление. За счет подводимого от двигателя к ведущим колесам крутящего момента у них снижается склонность к блокировке.

  В любых условиях перед началом торможения водитель должен посмотреть в зеркало заднего вида и убедиться в отсутствии на близком расстоянии следующего за ним автомобиля. Опытные водители, желая предупредить двигающегося за ним водителя и обезопасить себя и попутчика, перед интенсивным торможением успевают несколько раз слегка прерывисто нажать на педаль тормоза. Мигающие стоп-сигналы, особенно при ограниченной видимости, скорее привлекут внимание едущего следом человека.

  Резко тормозить не рекомендуется в любых условиях, за исключением экстремальных ситуаций. Резкое торможение увеличивает износ шин, трансмиссии, тормозов, вызывает перерасход топлива и не способствует обеспечению безопасности. Тем более опасно это делать в случае прокола шины, при движении по неровной, выщербленной дороге, так как это может привести к потере управляемости.

  Наиболее распространенным и безопасным является плавный способ торможения. Так тормозят на сухом и скользком покрытии в спокойной дорожной обстановке. Водитель плавно и постепенно увеличивает давление на педаль, ослабляя его непосредственно перед полной остановкой.

  В экстренных случаях возможно применение резкого торможения. Водитель кратковременно и сильно нажимает на педаль тормоза вплоть до блокировки колес, затем несколько снижает усилие до их разблокирования. При таком торможении, особенно на скользких участках, возможен занос автомобиля. При блокировке колес увеличивается тормозной путь, поэтому этот способ используется только при частичном торможении для экстренного замедления в критических ситуациях.

  Для надежного и эффективного торможения в экстренных случаях необходимо уверенно владеть ступенчатым (импульсным) способом торможения. Водитель сильно и быстро нажимает на педаль тормоза вплоть до кратковременной блокировки колес, затем чуть отпускает педаль, и снова увеличивает усилие до момента блокировки, и опять отпускает. Таким чередованием нажима и частичного отпускания педали удается балансировать на грани юза колес и получать минимальный тормозной путь.

  Более прост в выполнении (правда, и менее эффективен) прерывистый способ торможения. При таком способе после нажатия педали тормоза и блокировки колес педаль полностью отпускают и затем вновь нажимают, повторяя эти действия несколько раз до полного затормаживания.

  При торможении на неровных дорогах с чередующимися скользкими участками используют комбинированный способ торможения, заключающийся в сочетании ступенчатого и прерывистого способов на скользких и неровных участках дорог, с резким - на сухих и ровных.

  Как видим, эффективность и надежность торможения во многом зависят не столько от конструкции тормозов, сколько от мастерства водителя, и сводятся к умению тормозить в экстренных случаях на грани блокировки колес.

  В настоящее время повсеместно автопроизводители ведут работы по разработке надежных антиблокировочных систем и конструкций тормозов. В автомобилях, оборудованных антиблоками тормозов, при экстренном торможении автоматически происходит их разблокирование независимо от усилия на педаль тормоза.

  На уклонах дорог, а также в аварийных ситуациях при отказе рабочей тормозной системы пользуются стояночным тормозом. Следует помнить, что при отказе рабочей тормозной системы тормозить стояночным тормозом нужно очень аккуратно, иначе при сильном затягивании рычага задние колеса могут заблокироваться и вызвать занос автомобиля. Кроме того, при резком включении на ходу стояночного тормоза может ощущаться сильной толчок, реже отказ в работе тормоза.

  Наиболее типичные ошибки, совершаемые водителями при торможении, следующие.

  Чрезмерное усилие на педаль и последующая блокировка колес, увеличивающая тормозной путь. Не учитывается состояние покрытия дороги и шин.

  Блокировка в конце торможения из-за неумения слегка ослабить усилие на педаль в конце торможения.

Неумение сохранять правильную посадку при экстренном торможении (плохо отрегулированы ремни безопасности), наваливание на рулевое колесо. Ноги упираются в пол и педаль и теряют чувствительность к дозировке усилия на нее.

Одновременное нажатие на педали тормоза и сцепления, увеличивающее склонность к блокировке колес, особенно на скользких покрытиях.

Использование прерывистого торможения вместо более эффективного ступенчатого.

Длительная задержка колес в заблокированном состоянии при ступенчатом и прерывистом торможении, что приводит к потере устойчивости и увеличению тормозного пути.

Неумение быстро переключать передачи с высшей на низшую с перегазовкой и одновременным торможением, что часто приводит к блокировке колес и заносу автомобиля при неумелом включении низшей передачи без соответствующей перегазовки.

Поворот рулевого колеса с одновременным сильным торможением, приводящий к заносу либо прямолинейному скольжению на скользких закруглениях дорог.

Эти ошибки допускает любой и даже профи... Нужно просто стараться и хотеть, и все придет.

Советы от  Павла  Фоменко. 

По материалам газеты "Автобизнес-Weekly"



Журнал
 

Журнал "Мотор" ?1 (9)

Новости техники

Cadillack StabiliTrack

Михаил Галкин

 

"Или, скажем, про эту пищу из тюбиков. Три часа он мне объяснял, а что осталось в голове? Субмолекулярное сжатие. Ну, еще расширение. Субмолекулярное сжатие - это, конечно, хорошо и даже прекрасно. Химия. А вот откуда кусок жареного мяса берется?"

А. и Б. Стругацкие. "Парень из преисподней".

Дождь или, что зимой более актуально, снег. Дорога скользкая. Машины идут плотно. Впереди неожиданно зажигаются стоп-сигналы. Или с тротуара кто-то бросается под колеса. Редкий водитель вывернется из этой ситуации без потерь. Естественная реакция большинства - удар по тормозам, руль в сторону. А машина как шла так и идет прямо. Или начинает крутиться по дороге. Последствия часто печальны. А вывод после разбора ДТП,как правило, один - водитель не справился с управлением. По американским данным, именно из-за этого происходит более 30% происшествий, в которых участвовала одна машина, и почти 70% аварий с участием нескольких автомобилей.

Причина, по которой машина не слушается водителя, всегда одна и та же - не хватает сцепления шин с дорогой,колеса блокируются при торможении или начинают проскальзывать при попытке прибавить газу, и автомобиль выходит из подчинения. Это может случиться не только на льду или снегу, в неприятную ситуацию можно попасть даже на сухом шершавом покрытии - если ехать слишком быстро.

Что делать водителю? Можно, конечно, ездить помедленнее (не выход), поставить соответствующую сезону резину (обязательно), наконец, пройти специальный курс обучения вождению в экстремальных ситуациях (не помешает). А еще можно сказать спасибо тем автопроизводителям, которые стараются сделать так, чтобы их машины сами помогали водителю выходить из опасных ситуаций без потерь.

Из всех технических усовершенствований автомобиля за последние два десятка лет на первое место следует поставить, пожалуй, антиблокировочную систему тормозов - АБС. И отдать должное создавшей ее в 1978 году компании Robert Bosch GmbH. В начале 80-х годов АБС стала стандартным оснащением автомобилей высших классов, а затем распространилась и на большинство остальных. На ее основе впоследствии были созданы антипробуксовочная система (АПС), которую иногда называют противобуксовочной (ПБС), и системы активного управления шасси, имеющие различные названия в зависимости от производителя. Основные принципы работы этих систем одинаковы. Правда, фотоаппараты, видеомагнитофоны, телевизоры и другая техника тоже основанына одних и тех же общеизвестных принципах, но ни для кого не секрет, что качество и потребительские возможности, например, холодильников Bosch и "Мир" отличаются очень сильно.

Мы расскажем о системе активного управления шасси StabiliTrak, созданной отделением Cadillac корпорации General Motors. Не потому, что она обязательно лучше систем конкурентов - Mercedes, BMW или Toyota. Простоона новее остальных, кроме того с ней удалось достаточно близко познакомиться во время испытаний гаммы автомобилей General Motors Corp. 1997 модельного года ("Мотор" ? 7).

Чтобы разобраться, откуда берется тот самый кусок жареного мяса, придется начать издалека, с 1986 года,когда на модели DeVille появилась первая у Cadillac АБС. Напомним, что к этому времени компания полностью перешла на переднеприводные модели.

Идеология первой АБС была стандартной: в ступице каждого колеса размещался датчик частоты вращения, при торможении центральный компьютер сравнивал показания датчиков, определял заблокированное колесо и слегка отпускал его тормозной механизм, ликвидируя блокировку и предотвращая занос.

Естественным дополнением к АБС, как и у других автомобильных компаний, стало появление АПС - на модели Allante в 1990 году. Использовались те же датчики частоты вращения, но иной алгоритм управления тормозами.

При пробуксовке передних ведущих колес, например, при резком нажатии педали газа, компьютер слегка подтормаживал буксующее колесо, не допуская его проскальзывания. Система работала на любой скорости, а не только при трогании с места, как в некоторых упрощенных вариантах других производителей.

Применение АБС и АПС значительно улучшило управляемость автомобиля как при резком торможении, так и входовых режимах. Но всех проблем эти системы не решали. Так, при движении по неровному покрытию колесаавтомобиля подскакивают на буграх, при этом их сцепление с дорогой на какие-то мгновения резкоухудшается.

При торможении на таком покрытии колесо, потерявшее сцепление, моментально заблокируется, управляющийработой АБС компьютер тут же отпустит тормоз, а колесо тем временем вернулось на дорогу и его уже надоподтормаживать.

Конечно, в хороших многоканальных АБС показания датчиков интегрируются и со временем до компьютера"дойдет", что причиной мгновенной блокировки того или иного колеса является лишь грубая поверхность дороги, азанос автомобилю не грозит. Но на это требуется не менее секунды - удлиняется тормозной путь, да и мало личто может произойти за напрасно потерянное время. Кроме того, ни с того ни с сего включившаяся АБС сбиваетводителя с толку.

Эту проблему удалось решить в 1993 году Cadillac. Компания применила на автомобиле систему, распознающую степень неровности дороги. По существу к системе АБС-АПС добавились датчики положения колес по отношению к кузову - по одному на каждое колесо. Специальный цифровой процессор по показаниям этих датчиков определяет, насколько сильно подскакивают колеса, и относит покрытие к одной из четырех условных категорий- гладкое, грубое, неровное и очень неровное. Соответствующим образом корректируется работа компьютераАБС. Это позволило в 100 раз (с 1-й до 0,01 сек.) сократить время реакции системы, улучшить управляемость автомобиля при торможении на неровном покрытии и не раздражать водителя ненужными включениями АБС.

Кстати, система, распознающая степень неровности дороги, используется и для изменения жесткости амортизаторов, что тоже улучшает устойчивость и управляемость автомобиля, но непосредственного отношения к теме этой статьи не имеет.

В 1995 году на автомобилях Cadillac появился еще один датчик - угла поворота рулевого колеса. По его показаниям можно было судить о выбранном водителем направлении движения автомобиля. Связав этот датчикс компьютером АБС-АПС, удалось заставить обе системы работать не только при движении автомобиля по прямой, но и в поворотах.

И, наконец, 1997 модельный год.

В стандартную комплектацию автомобилей Seville STS, Eldorado Touring Coupe и DeVille Concours вошла система активного управления шасси. Вначале создатели именовали ее ICCS (Integrated Chassis ControlSystem), но при выпуске на рынок решили использовать более броское и понятное потребителю название -StabiliTrak. Все функции АБС и АПС в системе StabiliTrak сохранены. Но благодаря добавлению двух датчиков -величины бокового ускорения и угла рыскания - в системе управления появилась обратная связь, коренным образом изменившая ее свойства.

Простейшая, знакомая каждому водителю ситуация: на скользкой дороге начинает заносить заднюю частьмашины. Скорректировать плавный занос можно рулем и педалью газа, конкретные действия зависят от того,какой у вас автомобиль - передне- или заднеприводный. Водитель Cadillac с системой StabiliTrak никаких действий может вообще не предпринимать: руль прямо, нога на педали газа. По сигналам датчиков угла рысканияи угла поворота рулевого колеса компьютер сам "поймет", что продольная ось автомобиля отклонилась от заданной водителем траектории. По команде компьютера начинает подтормаживаться переднее колесо - с той стороны, в которую понесло зад машины. Подтормаживание осуществляет АБС, плавно и спокойно, не допуская блокировки колеса. При этом автомобиль как бы слегка разворачивается вокруг подторможенного колеса всторону, противоположную заносу (представьте себе, что на байдарке вы тормозите веслом с одного борта).

Коррекция может оказаться избыточной, и зад машины понесет в противоположную сторону, тогда процесс повторится с другим колесом, и так до тех пор, пока не восстановится нужная траектория. Если водитель решит вмешаться в процесс управления, а это вполне вероятно, в такой ситуации трудно сохранять полное спокойствие, система StabiliTrak согласует свою работу с действиями водителя.

Точно так же система действует и в поворотах (см. рис. 1, 2), возвращая автомобиль на заданную траекторию ,если ему вдруг захочется покинуть дорогу. Подтормаживание к тому же слегка снижает скорость автомобиля ,облегчая системе ее задачу. Сигналы датчика бокового ускорения позволяют компьютеру удерживать машину в пределах имеющегося запаса сцепления колес с дорогой.

Одно из достоинств системы StabiliTrak заключается в том, что она действует очень ненавязчиво, не заменяя  водителя, а помогая ему и исправляя его возможные ошибки. Но чудес, к сожалению, не бывает. Автомобилем можно управлять, только если обеспечено достаточное сцепление колес с дорогой. Средний, без специальной подготовки водитель в большинстве случаев не может нащупать тонкую грань, за которой начинаются неприятности. Он либо страхуется, не используя имеющиеся возможности полностью, либо переходит грань и улетает с дороги (первое предпочтительнее). Электронные системы, StabiliTrak в их числе, способны выполнить эту задачу - приблизиться, но не перейти безопасную границу - гораздо точнее. Но никакие системы или устройства не могут нарушать законы физики: если сцепления не хватает, то и они бессильны. И забывать об этом не стоит.



Повернуть

Повернуть - это не тяжело...
Не тяжело?

Главное - видеть и своевременно анализировать дорожную ситуацию

Не стоит смотреть в зеркало заднего вида слишком долго, особенно если вы движетесь за лидирующим автомобилем, ведь он может неожиданно и резко начать тормозить. Взгляд в зеркало заднего вида должен быть быстрым. Всегда проверяйте обстановку сзади и сбоку перед началом движения или перестроением: не создаете ли вы своим маневром помех для движения других участников ситуации.

Наблюдать за обстановкой сбоку надо с помощью зеркала бокового вида и поворота головы. Особое внимание обращайте на присутствие транспортных средств в "слепой" зоне. Перед торможением всегда проконтролируйте обстановку сзади через зеркало заднего вида.

Особенно это важно в следующих случаях:

вы замедляете движение, увидев на дороге опасность, которая, может быть, невидна водителю автомобиля, следующего за вами. Например, вы поворачиваете за угол дома и видите машину, стоящую на полосе вашего движения;

вы собираетесь свернуть на примыкающую дорогу или во двор;

вы останавливаетесь, чтобы заехать на стоянку.

Правило пятое. Постоянно наблюдайте за обстановкой сзади и сбоку своего автомобиля. Это позволит вам иметь целостное представление о том, что происходит вокруг вас. Особенно важно знать о присутствии, направлении и скорости движения всех участников, находящихся рядом, хотя они в данный момент и не пересекают путь вашего движения.

Правило шестое. Перед перестроением, поворотом или выездом на главную дорогу по крайней мере два раза проконтролируйте, свободно ли место, которое вы хотите занять. Наблюдая за автомобилем, движущимся по дороге или полосе, на которую вы хотите выехать, вы можете не заметить, что идущее впереди вас транспортное средство остановилось, и наехать на него при повороте.

Правило седьмое. Чем больше ваша скорость, тем шире должна быть область дороги, которую вы контролируете. При увеличении скорости движения видимая область обстановки впереди уменьшается. Поэтому на больших скоростях ваш взгляд должен быть более подвижным. Не концентрируйте его в одной точке. Осматривайте также обстановку сбоку и сзади.

А теперь более подробно о наиболее важных моментах, связанных с наблюдением в типичных дорожно-транспортных ситуациях: на перекрестках, вблизи пешеходных переходов и в других местах, где возможно появление людей, когда вы вливаетесь в транспортный поток, когда вы перестраиваетесь, когда вы видите или слышите что-либо необычное.

Когда вы подъезжаете к нерегулируемому перекрестку, посмотрите налево-направо-налево, затем опять направо. Такой порядок наиболее правильный при проезде нерегулируемого перекрестка, потому что транспорт, приближающийся слева, первым пересекает вам путь. Повторное наблюдение слева и особенно справа нужно вам для того, чтобы проверить, не изменилась ли обстановка (она ведь меняется очень быстро) со времени вашего предшествующего наблюдения. Если справа что-то изменилось (т.е. приближается какое-то транспортное средство), эта последняя проверка позволит вам скорректировать свои действия. Следите за сигналами, подаваемыми другими водителями. Сопоставляйте эти сигналы с расположением их транспортных средств. Ведь бывает и так, что сигнал и позиция автомобиля противоречат друг другу. Например, водитель собрался поворачивать направо и соответственно готовится к повороту, изменяет расположение своего транспортного средства на проезжей части, но при этом почему-то включает сигнал левого поворота. Или попросту еще не выключил "поворотник" едущий впереди вас водитель. Будьте внимательны, прежде чем предпринять что-то самому, определите наверняка, каковы же все-таки истинные намерения вашего партнера по движению.

Вообще на перекрестках случается очень много недоразумений из-за непонимания водителями друг друга, невнимательности, поверхностного наблюдения, и даже небольшие скорости не спасают от дорожно-транспортных происшествий. Обзор обстановки на перекрестках может быть ограничен стоящими автомобиляи, зданиями, деревьями, кустарником, кучами снега. В таких случаях следует снижать скорость и двигаться очень медленно до тех пор, пока вам не станет видна вся обстановка.

Наблюдение вблизи пешеходных переходов и в других местах, где возможно появление людей. При наблюдении за дорогой всегда ищите места возможного появления людей: пешеходные переходы, примыкающие дороги, боковые улочки, переулки, торговые и деловые центры, входы в метро и выходы из метро, строительные площадки, детские площадки и школьные дворы. Вообще-то пешеходы должны тоже наблюдать за вами и вести себя соответствующим образом. Но не ждите от них благоразумия и не надейтесь на него. Они за вами не следят, они вас не видят, у них другие проблемы, более важные, чем забота о сохранении собственной жизни.

Наблюдение при слиянии с транспортным потоком. Когда вы находитесь на полосе разгона и намереваетесь влиться в транспортный поток, движущийся по автомагистрали, лучше всего вести наблюдение с помощью зеркала заднего вида или поворота головы для наблюдения за обстановкой в "слепых" зонах. Это даст вам полную информацию о происходящем вокруг вас. В момент въезда на автомагистраль очень важно следить за автомобилем, движущимся впереди вас. Главное, на чем следует сосредоточиться, - это его скорость. Если он замедляет движение, не пропустите этого, начинайте замедлять движение вместе с ним.

Наблюдение при перестроении. Проверяйте "слепые" зоны, собирайте как можно больше информации об автомобилях, движущихся по вашей полосе, по соседней и по той, на которую вы собираетесь перестраиваться.

Особенно внимательным нужно быть при обгоне. Здесь требования к вам повышаются: нужно держать в поле зрения и обгоняемый автомобиль, и встречный, и движущийся сзади вас.

Только видеть дорогу недостаточно, надо еще ее слышать. Не увлекайтесь слушанием радиоприемника, "слушайте" лучше дорогу (во всяком случае, приемник, если уж он вам так нужен, должен звучать негромко, приглушенно, чтобы не отвлекать вас от вождения). Кстати, обгоняющий вас автомобиль вы скорее "услышите" по нарастающему шуму мотора слева. Имейте в виду, что "плывущий" звук магнитофона, работающий с помехами радиоприемник, по данным зарубежных исследований, оказывают значительное влияние на внимание водителя, сильно рассеивая его. Прислушивайтесь к звуковым сигналам, свисткам, скрипу или визгу шин. Непривычный или резкий звук должен привлечь ваше внимание и заставить мобилизоваться, искать опасность и, может быть, приготовиться к действиям в критической ситуации.

Постоянное наблюдение необходимо вести за профилем дороги, а также типом и состоянием дорожного покрытия. Когда дорога прямая и ровная, она хорошо просматривается на достаточно большом расстоянии. Если она поворачивает или ведет в гору (под гору), видимость становится ограниченной и опережающее наблюдение невозможно. Поэтому внимательно следите за дорогой и предупреждающими знаками: они заблаговременно предупредят вас об опасности и вы сможете к ней приготовиться.

Тип и состояние дорожного покрытия имеют важное значение для безопасности движения. Какое покрытие - цементобетонное или гравийное? В хорошем ли состоянии дорога? Нет ли ям? При попадании колеса в выбоину рулевое колесо может быть выбито из ваших рук. При движении по плохому покрытию почаще переводите взгляд на дорогу непосредственно перед автомобилем. Но не забывайте и о том, что надо еще смотреть и на 12 с вперед. Снизьте скорость, тогда вам будет легче совместить одно с другим и вероятность попадания в неприятную ситуацию значительно уменьшится.

О некоторых опасностях, связанных с дорогой, вас проинформируют предупреждающие знаки. Но невозможно поставить знаки у каждой выбоины, так что следите сами, будьте внимательны. Итак, тип и состояние покрытия надо учитывать при выборе не только скорости, но и способа наблюдения за дорожной обстановкой.

Начинающий водитель при восприятии обстановки ориентируется в основном по ее отдельным деталям и не может создать целостной картины ДТС, что ведет к постоянным пробелам в его восприятии. Он часто забывает о необходимости наблюдения за обстановкой сбоку и сзади своего автомобиля. Поэтому в начальной стадии обучения необходимо уделять постоянное внимание выработке этого умения. Надо концентрировать свое внимание на наиболее существенных элементах обстановки. Количество движений глаз водителя при ее осмотре и продолжительность фиксации взгляда по мере роста опыта сокращаются. Он начинает смотреть значительно дальше вперед по ходу движения своей машины.

Особая трудность для начинающих водителей заключается в том, что их ориентация в дорожном движении непосредственно связана с восприятием скорости. Все, что находится в поле зрения водителя, движется либо само по себе, либо относительно водителя. Обучаться правильному наблюдению необходимо начинать при небольших скоростях движения, постепенно переходя к более высоким скоростям. Опытные инструкторы применяют для формирования навыков наблюдения метод вопросов. Его можно использовать как при управлении автомобилем в реальных условиях дорожного движения, так и при занятиях в классе. Вот некоторые из подобных вопросов: что вы должны увидеть в данной ДТС; куда необходимо направить внимание прежде всего; чем может быть отвлечено ваше внимание? Для водителей, имеющих определенный опыт управления автомобилем, обучение может быть направлено на развитие навыков наблюдения более высокого уровня. Например, навыков восприятия дорожно-транспортной обстановки в критических ДТС с целью развития умения в стрессовой обстановке за минимальное время принимать правильное решение.

Продолжение следует.
Павел Фоменко

Бесплатная раскрутка сайта. Рекомендую!
 
 

Автоновости Азербайджана | Autonews | Заказ запчастей online | Автобазар | VIN код | Производители запчастей | Производители авто | Масла | Шины | ГАИ | Автосрахование | Autocomic | Амортизатор Нотариус | Tirecalculator | Автоправо | Диски | Регистрационные коды | Словарь автотерминов| Карты автодорог Азербайджана | Автопресса | Автовыставки | Автосайты Азербайджана | Универсальный конвертер валют | Автоанекдоты | Стоимость топлива за рубежом | Ужасные аварии (видео) | Автошоу - в Баку

Новые поступления через
Охотничьи ружья!
Все для рыбалки!

Вы можете приобрести сейчас, позвонив по телефону
436-99-46
Охотничий салон "Командор"

Новости Азербайджана

Bakililar.az Top Sites Rambler's Top100

Отправить бесплатное SMS сообщение

контакт

сообщение будет доставлено на сотовый телефон
сервис поддерживается VPOST.RU