Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Формула-1 глазами очевидца Великобритания-2001
 
 
  
 
На телекомпании "Space" в Баку уже два года существует авторская передача Рафаэля Набиева "Formula-Time". Начиная с февраля текущего года при спонсорской поддержке команды West McLaren Mercedes был проведен конкурс-викторина знатоков Формулы-1, победитель которой получал приглашение от команды West McLaren Mercedes на посещение Британского Гран-При в Силверстоуне.
В Великобританию поехали победитель викторины, соучредитель Бакинского Фан-Клуба любителей Формулы-1 Рашад Алиев и сам Рафаэль Набиев. С большим удовольствием предоставляем вниманию многочисленных поклонников скорости впечатления последнего от посещения Силверстоуна.
 
  
 
Действительно, пути Господни неисповедимы: Если бы мне еще несколько месяцев назад сказали бы, что я уже летом буду в боксах McLaren обсуждать с инженерами команды возможные варианты развития гонки, а за полчаса до старта Мика Хяккинен приветливо кивнет нам головой в моторхоуме команды, я слушал бы того человека по меньшей мере с сомнением, если бы не посоветовал обратиться к психиатру. Я болею Формулой уже 25 лет, а Рафаэль и того больше, до сих пор мы по крохам собирали информацию о королевских гонках, а тут вот так вот сразу - и мы в паддоке Ф-1!

С первых минут пребывания на британской земле мы ощутили очень теплое отношение организаторов, представителей West McLaren Mercedes, которое сохранялось вплоть до конца путешествия. Прямо из аэропорта Хитроу нас прямиком доставили в святая святых мирового автоспорта - в Уокинг, офис команды TAG-McLaren, где собраны все трофеи, а также автомобили, ковавшие славу легендарной команды, за которую выступал сам Айртон Сенна. Между прочим, местные любители Формулы записываются в очередь и ждут до двух лет с тем, чтобы посетить это здание.

Нам организовали интереснейшую экскурсию по цехам, где собираются знаменитые болиды. Нам показали то, чего не видит любопытный глаз журналиста - процесс изготовления настоящих боевых машин, где используются самые передовые достижения инженерной мысли, самые последние задумки конструкторов, что является предметом головной боли и одновременно желанной добычей для команд-конкурентов. Кстати, для меня, как инженера-механика по специальности, очень неожиданной оказалась технология изготовления шестеренок для коробки передач (McLaren, как и Ferrari, сам изготавливает коробки). Неожиданно легкими оказались и колесные диски - чисто визуально они смотрятся, конечно, намного тяжелее.

На второй день после приезда организаторы предусмотрели специальную программу, заметно повысившую уровень адреналина в крови у гостей команд. На гоночной трассе Бретфорд, где функционирует известная школа гоночного мастерства Джонатана Палмера, кстати, бывшего гонщика Формулы-1, нам предоставили уникальную возможность весь день прогоняться на форсированных гоночных машинах, в том числе и на болидах Формулы-Ауди. После многочисленных заносов и езды на пределе мы получили возможность на себе испытать те нагрузки, которым подвергаются гонщики во время заездов.
 
  
 
Ну и, конечно, самые большие впечатления связаны с самой гонкой. Благодаря организаторам нам удалось в полной мере ощутить незабываемую и очень своеобразную атмосферу гонок, свою причастность к этому огромному и весьма богатому, красочному миру.

Надо ли говорить, что такое Силверстоун для фанатов Формулы-1! Трасса, где полвека назад впервые был проведен этап Чемпионата мира, является святой для миллионов поклонников автоспорта и для самих команд. Скажу лишь, что штаб-квартиры 9 из 11 команд, выступающих в нынешнем Гран-При, расположены в радиусе от нескольких сот метров до нескольких километров от легендарной трассы.Круглый год на полотне идеального асфальта шириной 15 метров проводятся различные соревнования, фестивали, шоу, связанные с автомобилями. Но звездным часом верной служительницы автоспорта является традиционный Гран-При Великобритании, который в какой-то мере является решающим, так как проводится на экваторе чемпионата. И в этом году, вылетев в самом начале гонки, Дэвид Култхард фактически обеспечил Шумахеру-старшему четвертый чемпионский титул, завоевать который ему теперь может помешать лишь нелепая случайность.

Для рьяно хранящего традиции британского истеблишмента Гран-При в Силверстоуне стоит в том же ряду, что и теннисный турнир в Уимблдоне или традиционные скачки в Аскоте. Публика готовится к этому празднику, традиционно проводящемуся в следующий уик-энд после теннисного турнира. Я много читал про знаменитый траффик при подъезде к Силверстоуну, но чтобы столпотворение было в небе - это я видел впервые. Позже я прочитал, что только в воскресенье в день гонки на специальные терминалы, расположенные вокруг трассы, приземлилось 4500 вертолетов, то есть они садились через каждые 9 секунд! Небо вокруг трассы буквально кишело вертолетами и после этого великолепия захватывающее шоу демонстрировали летчики королевских ВВС - легендарная эскадрилья Red Arrows - "Красные Стрелы" - незабываемое зрелище!

Никогда не забуду, как при подъезде к автодрому впервые услышал звук, о котором читал и слышал так много - реальный звук мотора болида Формулы-1, который никогда не сможет передать никакая, даже самая совершенная телетрансляция. На первый взгляд, звук моторов Ф-1 одинаков для всех машин, однако, уже освоившись на трибунах и в паддоках Силверстоуна, начинаешь различать мощный рык Ferrari, поющий на высоких нотах, почти фальцетом McLaren, надсадное гудение Minardi, благородный рев BMW. Очень интересный факт - я даже не предполагал, какой интересный звук издает двигатель болида при въезде на пит-стоп, когда скорость на маленьком участке в 30-40 метров сбрасывается с 200 до 50-км/ч! Дело в том, что у меня есть несколько дисков с записью звуков двигателей Формулы, сколько лет я смотрел телетрансляции, знаю, что телевидение не может передать ускорения и торможения болидов, равно как и звук мотора на трассе, но леденящий сердце звук при въезде на пит-стоп - это было полным откровением.

Два дня мы сидели на закрытой трибуне в повороте "Вудкот", все основные события гонки произошли перед нашими глазами - и сход Дэвида Култхарда, и вылет Ральфа Шумахера, и потеря колеса Алонсо, и событие, которое лично на меня произвело самое большое впечатление от "живого" созерцания гонок. Так, в самом начале гонки, пока пелетон еще не растянулся по трассе, у Лючано Бурти двигатель начал плеваться маслом и оставил скользкую дорожку прямо на выезде на стартовую прямую. Не передать словами то ощущение опасности, когда чувствуешь, что сейчас должна произойти авария. Весь наш сектор вскочил на ноги, маршалы замахали желто-красными флажками, я даже подумал, что сейчас гонку остановят - слишком велика была вероятность катастрофы. Но, к моему изумлению, ни один (!) гонщик не сбавил скорости. Первых трех-четырех лидеров каравана существенно занесло, а после остальных трасса окончательно восстановила свои сцепные свойства - и гонка продолжалась, как ни в чем ни бывало! Самое удивительное, что я не нашел даже упоминания об этом инциденте ни в одном материале, а я читаю их как можно больше. Неужели такие ситуации обыденны - не знаю.

Что в "минусе" по сравнению с телевидением? Во-первых, если гигантские экраны телевизоров расположены далеко от вас, во время квалификации понять что-либо о расположении гонщиков невозможно, так как скороговорка комментатора фактически не слышна. Меня выручил сидящий впереди пожилой британец, видимо, опытный болельщик, вырядившийся в цвета Ferrari, пришедший на трассу полностью упакованным - с маленьким телевизором и радиоприемником. Для полноты экипировки необходим также хороший бинокль.
 
  
 
Наши опекуны любезно предоставили нам самые "проходные" пропуска, благодаря которым мы беспрепятственно заходили в паддок, имели возможность наблюдать свободную тренировку непосредственно в боксах команды, что достаточно редко предоставляется даже для VIP-гостей. Все происходило в нескольких метрах от нас - вот выезжает Михаэль Шумахер, вот Дэвид дает указания инженерам по настройке машины, вот Монтойя с досадой качает головой - покрышки Michelin явно уступают при довольно прохладной британской погоде. И посреди всего этого великолепия мы - люди, знающие все это досконально, но только по газетам, журналам, телевидению... Те, кто искренне любит и знает автогонки, поймут нас!.

В боксах команды McLaren хоть и чувствуется напряженность, но все действия инженером и механиков команды выверены до мелочей - случайностям в команде Рона Денниса нет места. Надо отметить, что в данном случае альянс McLaren, West и Mercedes-Benz предопределен: все эти компании отличает педантичность, точность и приверженность к высоким технологиям, а также постоянное стремление к новому, ранее неизведанному. При всем при этом они ни на секунду не забывают о своем высоком имидже, о престиже, о сохранении марки. Это стремление чувствуется во всем: и в подготовке к гонкам, и в организации пребывания гостей, и в выборе места для их проживания - нас поселили в великолепном Fawsley Hall, памятнике архитектуры шестнадцатого века, всего лишь два года как переоборудованном в отель на 25 номеров.

Кстати, во дворе отеля компания Mobil, также являющаяся одним из основных спонсоров команды McLaren, провела грандиозный бал, на который из поднебесья на двух вертолетах спустились Мика Хяккинен с Роном Деннисом, а также Дэвид Култхард с Норбертом Хаугом (кстати, Дэвид сам сидел за штурвалом), а завершился бал захватывающим фейерверком, переполошившим окрестных обитателей тихой английской провинции. Во время этого шикарного приема нам посчастливилось в течение часа наблюдать за поведением гонщиков с гостями, с многочисленными журналистами. Меня поразило, что ни одна просьба в автографе, в совместной фотографии или в ответе на интересующие вопросы не встретила отказа ни от одного из членов команды! И это при высочайшем напряжении, которое царило в команде и которое, как нам показалось, смогли ощутить и мы.
 
  
 
Дело в том, что британская гонка имеет для Рона Денниса еще и весьма принципиальное значение - ведь еще ни разу (!) команда во время домашнего Гран-При не финишировала без очков, поэтому настрой на Силверстоун у инженеров особый. Это мы сразу почувствовали во время гонок, когда превосходство Мики Хяккинена над всеми было видно невооруженным взглядом. Даже великолепный Михаэль Шумахер ничего не мог с ним поделать, хотя две трети зрителей пришли поддерживать именно "Скудерию" (Михаэль не пользуется особой поддержкой в Великобритании, что он сам объясняет традиционной неприязнью британцев к немцам и наоборот). На мой взгляд, в этом отношении присутствует определенная предрасположенность, хотя в деловых отношениях такие связки действуют как хорошо отлаженный механизм - это и сплав McLaren-Mercedes, и стремительно набирающая обороты Williams-BMW.

Сам Мика Хяккинен перед гонкой был очень напряжен, мне даже показалось, что подавлен, чем заметно отличался от Дэвида, щедро раздающего интервью и улыбки направо и налево. Члены команды в приватной беседе за кружкой пива озвучили ту же знакомую мысль, что уже длительное время гуляет по страницам мировой прессы: Мика с рождением сына Хьюго потерял мотивацию (что не удивительно для двукратного чемпиона мира). Он стал намного добрее, человечнее (признаться, это откровение для меня было неожиданным, так как я всегда думал, что по человеческим качествам Мика превосходит многих фаворитов Формулы), и даже всерьез подумывает об уходе из мира гонок. С начала сезона он набрал всего 9 очков, команда собирается делать ставку на Култхарда, как на единственного теоретического соперника Шумахера в борьбе за чемпионский титул и т.д. Думаю, автомобиль Дэвида был подготовлен отлично - что он уверенно продемонстрировал на утренней разминке, показав лучший результат. Однако досадное столкновение с Ярно Трулли перечеркнуло все надежды шотландца на корону - по крайней мере, в этом году.

Я очень хотел бы, чтобы Бакинский Клуб Любителей Формулы-1, который мы организовали, получил бы возможность посылать время от времени на этапы Гран-При фанатично преданных автогонкам болельщиков, число которых постоянно растет. Ну а мы, увидевшие благодаря West McLaren Mercedes Формулу изнутри, конечно, будем смотреть на гонки уже другими, но не менее влюбленными глазами...

Бакинский Клуб любителей Формулы 1
Рашад Алиев, Рафаэль Набиев









 

Автоновости Азербайджана | Autonews | Заказ запчастей online | Автобазар | VIN код | Производители запчастей | Производители авто | Масла | Шины | ГАИ | Автосрахование | Autocomic | Амортизатор Нотариус | Tirecalculator | Автоправо | Диски | Регистрационные коды | Словарь автотерминов| Карты автодорог Азербайджана | Автопресса | Автовыставки | Автосайты Азербайджана | Универсальный конвертер валют | Автоанекдоты | Стоимость топлива за рубежом | Ужасные аварии (видео) | Автошоу - в Баку

Новые поступления через
Охотничьи ружья!
Все для рыбалки!

Вы можете приобрести сейчас, позвонив по телефону
436-99-46
Охотничий салон "Командор"

Новости Азербайджана

Bakililar.az Top Sites Rambler's Top100

Отправить бесплатное SMS сообщение

контакт

сообщение будет доставлено на сотовый телефон
сервис поддерживается VPOST.RU